Народная любовь к
Владимиру Высоцкому не угасает. Вышедший на экраны фильм «Высоцкий. Спасибо, что
живой» собрал рекордное для отечественного проката число
зрителей. Новые фильмы о Высоцком вдруг активно закрутили и по телевидению.
Народ вроде бы доволен…
Любовь к Высоцкому
неслучайна. Родившийся в гуще городской жизни (песня про «дом на Первой
Мещанской, в конце»), он до мелочей знал быт дворовой Москвы, может, поэтому в
своих песнях и выплёскивал народные боли и обиды.
Новая бюрократия
охотно поддерживает интерес к диссидентам времён Брежнева и Андропова. Мёртвые Сахаров, Солженицын, Галич или Высоцкий не только не страшны, но
даже полезны. Ведь умильно-ностальгические фильмы о них, наложенные на
чёрно-белую хронику тех лет, внушают зрителям мысль о том, как мерзко и
несвободно страна жила в условиях «развитого социализма» и как широко она
шагнула в демократию и в пусть ещё не идеальный, но такой приятный для новой
номенклатуры русский капитализм. Ведь у нас в Госдуме четыре партии! На
телевидении десятки каналов! Пояс Богородицы
к выборам, да и сами выборы как вода в источнике на Рублёвском шоссе - светлые
и чистые. Галич и Высоцкий запели бы дуэтом от счастья…
О песнях Высоцкого,
которому советская власть не разрешала выпустить даже собственную концертную
афишу, теперь можно говорить много и восторженно. Ведь это старые песни, песни
о старых обидах. Об ушедшем застое, о вымерших политических волках и «шуринах»,
покоящихся на Новодевичьем кладбище. Ключевое слово здесь «старые».
Разрешая новому поколению бардов кое-какие политические шалости, власть
понимает: сегодня иначе нельзя. Народ поумнел, а побывав за границей, научился
сравнивать наше и забугорное. На фоне поумневшего народа властям сегодня уже
нельзя выглядеть тупее собственной страны. Приходится терпеть и Шевчука, и
Шнура, и Сукачёва, и навальных, захвативших вместо телеграфа и почты Интернет.
И если народ (как утверждают придворные политологи) ещё не дорос до основных
блюд европейского капитализма - реальной многопартийности, прозрачных выборов,
влиятельного парламента, легитимной сменяемости лидеров, то почему бы не
разрешить несколько либеральных куплетов? Пусть развлекаются! Тем более что
никто не отменял знаменитого сталинского правила: неважно, как голосуют, важно,
как посчитают.
О чём сегодня мог бы
петь Высоцкий? Необязательно его новые песни были бы перепевом знаменитой «Нет,
ребята, всё не так! Всё не так, ребята!». По сравнению с временами, когда он
жил и пел, кое-что всё-таки так. Но людям не нравится, что власть избыточно
ярко рисует «картину маслом» и избыточно много говорит о том, как она
облагодетельствовала народ. А народ, глядя на то, как жирует высшее
чиновничество, этим картинкам и словам почему-то не верит. И всё больше
раздражается.
Судя по письмам
читателей «АиФ», люди сомневаются в рапортах о высочайшем
уровне поддержки «Единой России» на Кавказе. Они смеются, когда министр обороны
докладывает, что армия (от которой призывники бегут как чёрт от ладана) с
80-90-процентным единодушием голосует за партию власти. Людей обижает, когда за
«правильные выборы» нас хвалит «большой демократ» Уго Чавес и осуждает Европа.
Их бесит, когда чиновники заказывают для себя золочёную мебель, а пособие для
детей увеличивают на 34 руб. И уж можно не сомневаться, что Высоцкий
обязательно спел бы о том, как слуги социального государства, объезжая
богомольный народ на машинах с мигалками, лезут без очереди со своими
бессовестными губами к поясу Пресвятой Богородицы. |