![](http://sarep.site90.net/images/people.jpg)
Изучать летописных вятичей, освоивших земли между Волгой и Окой и
территорию, на которой зародилась Москва, антропологи начали еще в
середине ХIХ века (с тех пор в столичном регионе исследовали больше 70
групп вятичских курганов, относящихся к ХI-ХIII векам).
Вопрос, откуда пришли и с кем смешались эти племена,
долго оставался загадкой. В советские времена считалось, что славяне
вообще ниоткуда не приходили: где жили прежде, там живут и поныне. Тех,
кто настаивал на политически вредной миграционной версии, власти
поправляли.
Но когда пришло время нормального - без поправок на
политику - изучения прошлого, выяснилось, что это древнее, или, как его
называют, "курганное", население представляло собой "помесь" местных
финно-угорских племен и пришедших с запада мигрантов-славян. Последние,
приобретя несомненное сходство с аборигенами, необъяснимым образом
сумели сохранить славянскую культуру и язык.
Как выглядело это новое "метисное" население, сегодня
можно даже увидеть - последователи Михаила Герасимова, известного всему
миру автора метода восстановления лица по черепу, работающие сегодня в
организованной еще при жизни учителя лаборатории антропологической
реконструкции Института этнологии и антропологии РАН, создали
графические и скульптурные портреты древних обитателей нынешнего
Подмосковья, живших на территории сел Волково, Потапово и Шишмарево,
любимого нынешней элитой подмосковного города Звенигорода и в некоторых
других местах.
Нынешние антропологи знают о вятичах немало. Треть из
них умирала в детском возрасте, хотя для тех времен это не удивительно.
Продолжительность жизни у мужчин - впрочем, как и в других славянских
племенах - почти не превышала 40 лет. Но женщины жили еще меньше, что
может свидетельствовать об их более низком статусе и "уровне жизни".
Впрочем, скорее всего большинство женщин умирали при родах. В принципе
антропологи могли бы даже определить - по специальным зарубкам,
остающимся на тазовых костях, - сколько детей рожала за свою недолгую
жизнь среднестатистическая вятчанка. Но такой возможности они не имеют -
в коллекциях московских вятичей, которые хранятся сегодня в НИИ и музее
антропологии МГУ, тазовых костей практически нет. Еще не так давно
собирались по преимуществу краниологические серии, то есть коллекции
черепов.
О чем можно судить безошибочно, так это о состоянии
зубов наших далеких предков, страдавших, как и мы сегодня, прежде всего
от кариеса. Хуже всего зубы были у вятичей, живших в верхнем течении
Москвы-реки и ее притока Истры, а также в нижнем течении Москвы-реки и
бассейне реки Пахры.
Еще летописец Нестор недолюбливал народ, поселившийся
на Москве-реке. О древних вятичах немало рассказали славянские
летописи. К примеру, известно, что в IХ-Х веках они платили дань
Хазарскому каганату. Что Илья Муромец переезжал из Мурома в Киев
прямиком через территорию вятичей, и это засчитали ему как настоящий
подвиг. Летописцы, к сожалению, молчат о том, откуда и когда пришли эти
славянские племена в центральный район Русской равнины, что заставило их
переселиться на берега Москвы-реки, Оки и их притоков. Зато нравы этого
племени описаны ими подробно и нелицеприятно. Киевский монах -
летописец Нестор сообщал, что вятичи - грубое племя, "яко звери, ядуще
все нечисто". Да и русский мат, если верить ему, пошел гулять по Руси с
легкой руки вятичей. Они этим славились - по свидетельству летописца,
срамословье было у них пред отцами и снохами, браков не было, жен
умыкали на плясаньях и бесовских игрищах, а некоторые имели по две и по
три жены.
Впрочем, возможно, что Нестор был пристрастен к
вятичам: слишком уж независимым - в том числе и от киевских князей -
стремился быть лесной народ, положивший начало древнему населению
Москвы.
Даже когда господствовала теория, что
восточно-славянские племена не расселились по Восточно-Европейской
равнине в эпоху раннего Средневековья, а жили здесь и прежде (теория
автохтонии), вы придерживались мнения, что восточные славяне, в том
числе племя вятичей, на территории которых впоследствии и образовалась
Москва, - мигранты.
Да, и пришли они с запада. Судя по археологическим
данным, переселение началось в VI веке. Только антропологических
материалов того времени не сохранилось, потому что умерших по языческому
обряду сжигали. Но начиная с IХ века антропологи уже имеют вещественные
подтверждения - черепа и скелеты, и можем представить картину этого
движения с запада на восток. Одним из первых территорию, с которой
пришли восточные славяне, обрисовал по археологическим материалам
чешский историк и археолог Любомир Нидерле. Прародиной восточных славян
была Центральная Европа.
Курганы Московской области ученые начали активно
раскапывать полтора века тому назад и сегодня они продолжают изучаться.
Увы, часть из них распахана, но многие сохранились. Например, в Косине.
Или неподалеку от подмосковной резиденции московского мэра - там тоже
сохранились типичные курганные группы вятичей, невысокие, поросшие
лесом. Что же касается серьезных исследовательских работ, то НИИ и музей
антропологии МГУ предлагали московской мэрии осуществить проект
"Древние москвичи", изучить, как складывалось население древней Москвы.
Но интереса к этой идее ученые не узрели. Скорее всего, до Юрия Лужкова
этот проект вообще не дошел.
А Москву как город мы можем изучать в основном по
материалам ХVII - начала ХVIII вв. О более раннем периоде судить очень
сложно - нет достаточных по численности антропологических коллекций того
времени. Так что для антропологов Москвы как средневекового города,
можно сказать, не существует. В отличие от древнего населения региона,
на территории которого она образовалась.
Чтобы можно было понять, какой была история заселения
города, следует судить и по ономастике, то есть данных о фамилиях,
которые имеют жесткую привязку к географическим территориям. По
хранящимся в бывшей Ленинке старым книгам подсчитали, каков удельный вес
разных фамилий у населения Москвы, и выяснили, откуда эти фамилии
пришли. Основу древнего населения Москвы составляли потомки вятичей,
пришедших из Подмосковья. Значительный процент населения - переселенцы
из Рязани, то есть те же вятичи. Довольно весомая часть - приезжие из
Новгорода, где обитали уже не вятичи, а словене новгородские. Небольшую
часть московского населения составляли бывшие жители Смоленска, это уже
кривичи. Кстати, если судить по фамилиям, Москву недолюбливали жители
соперничавшего с ней древнего Владимиро-Суздальского государства -
выходцев оттуда в городе почти не было. Все эти выводы можно проверить
на антропологических материалах ХVI-ХVIII вв.
В рамках проекта "Древние москвичи" изучили также и
материалы из захоронений при церковных приходах Москвы ХVIII века. В те
времена жители разных улиц были "приписаны" к своим приходским
кладбищам. Так что можно было бы узнать, как различалось население
разных улиц. Первые результаты оказались чрезвычайно интересны. К
примеру, Остоженка дала интересный антропологический материал. Потому
что вятичи - довольно мелкое население, и костяки у них хрупкие. Но
жители Остоженки - просто малюсенькие.
Последователями Михаила Герасимова сделаны
антропологические реконструкции - пластические и графические -
представителей разных восточно-славянских племен: полян, северян,
кривичей, словен новгородских, вятичей. Если судить по ним, у вятичей из
московских курганов, из которых в большой степени и сформировалось
изначальное население Москвы, менее выступающий, чем у других славянских
племен, нос. А также более узкое и плоское лицо.
Антропологически они очень похожи на мордву-эрзю,
относящуюся к финно-угорской группе народов, в которую входят также
венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты... Кроме того, на некоторых
графических портретах видно, как выступает верхняя губа (это хорошо
просматривается и на черепе). С чего бы вдруг у вятичей проявился этот
зубной прогнатизм, который обычно возникает на территориях, где
проходило смешение людей разного антропологического облика? Некоторые
исследователи считают, что это - явный показатель проникновения на земли
вятичей на очень ранних стадиях их заселения какой-то негроидной крови.
Теперь, когда появились и с каждым годом
совершенствуются новые методы исследования, ученые могут, например, по
уровню минерализации скелета и микроэлементному составу волос и ногтей
древнего населения предположить, каким был в прошлом биохимический
состав среды обитания. Исследуя древнюю ДНК, попытаться проследить пути
миграции. Кстати, в своем московском проекте ученые предлагали, в том
числе, исследовать и ДНК древнего московского населения. Чтобы понять,
кто есть кто и откуда. Результат мог оказаться очень интересным. Но эти
исследования безумно дороги. |